Налог с христиан в пользу церкви это
Церковный налог — налог на прибыль физических лиц для финансирования через государство той религиозной конфессии, членом которой является налогоплательщик (относит себя данный налогоплательщик)[1]. Действует в странах: Германия, Австрия, Хорватия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Италия, и в некоторых кантонах Швейцарии. Размер церковного налога колеблется от 0,004 % (в Хорватии) до 2 % (в Финляндии) от налогооблагаемого дохода налогоплательщика.
Примеры церковного налога по странам[править | править код]
- В Германии церковный налог высчитывается не как % от налогооблагаемого дохода, а как % (8 или 9 % в зависимости от коммуны) от суммы самого подоходного налога[2]. Собираться он может как церковью, так и налоговой службой страны. В 2010 году было собрано приблизительно €9,2 миллиардов. Налог был прописан ещё в статье 137 Веймарской конституции 1919 и в статье 140 немецкого Основного закона 1949. 20 апреля 2016 года депутат бундестага Александр Радван (от ХСС) неожиданно (в интервью газете) предложил взимать с мусульман Германии специальный налог на совершение религиозных обрядов [3], чтобы таким образом заменить финансирование мечетей из-за рубежа (запретить заграничное финансирование мечетей предложено генеральным секретарем этой же партии в апреле 2016 [4]).
- В Австрии любая признанная религиозная группа может собирать церковный налог по ставке 1,1 %, хотя в настоящее время только католическая церковь использует ту возможность и собирает налог сама (на сбор налога уходит 15 % его поступлений). Церковный налог обязателен для католиков в Австрии — он был введен Гитлером ещё в 1939. После войны его оставили, так как сочли способствующим независимости церкви от государства.
- В Дании размер церковного налога устанавливается коммунами (эквиваленты районов в РФ) индивидуально и составляет от 0,42 % до 1,48 % (в среднем 0,88 %) от налогооблагаемого дохода. Распределением налога занимается министерство церкви (дат. Kirkeministeriet) [5]. В 2013 году было собрано примерно 6,3 миллиардов датских крон, 5,2 миллиарда крон были выданы местным церквям, а 1,1 миллиарда крон центральным органам церкви [6].
- В Швеции вера налогоплательщика влияет на то, какая конфессия/церковь получит церковный налог (швед. Kyrkoavgift) размером в 1 % от налогооблагаемого дохода. Но проблема в том, что многие жители Швеции не знают про этот выбор или не делают его. По умолчанию, любой житель Швеции, не указавший своё вероисповедание, платит церковный налог (вместе с остальными налогами он автоматически вычитается из зарплаты) именно в Церковь Швеции (Шведскую церковь). Чтобы перевести свой налог в другую конфессию, налогоплательщик должен заявить о своем выборе в налоговой декларации или заявлением о членстве в конкретной религиозной общине (которая сама подаст декларацию со списком прихожан в налоговую службу с требованием перечислить налог данных лиц в свою пользу).[7]. Так как неверующих этот налог обычно не интересует, то часто они “по умолчанию” остаются “членами” Шведской церкви согласно налоговой статистике. Кроме того, привыкшие к порядку шведы, часто рассматривают крещение и венчание в церкви как традицию и обязанность, символ принадлежности к государству (частью которого до 2000 года и была Церковь Швеции), а не к церкви.[8] Из-за этого Церковь Швеции часто называют “церковью неверующих” — только 15 % её членов верят в Иисуса Христа [9].
Церковный налог с неверующих, отказ от церковного налога[править | править код]
В некоторых странах налог с неопределившихся по поводу конфессии налогоплательщиков берут в пользу государства (на культурные, гуманитарные программы или на содержание памятников культуры и кладбищ) или в пользу основной (государственной) религии или распределяют между всеми конфессиями пропорционально доле определившихся с конфессией налогоплательщиков. В некоторых странах можно сменить конфессию или отказаться платить налог в связи с своим неверием или отсутствием своей конфессии в списке действующих (которым государство перечисляет налог).
- В Германии с осени 2012 года действует и обратное правило: все кто официально отказались платить церковный налог будут отлучены от немецкой католической церкви[10]. Существует мнение, что данная реакция вызвана тем, что многие германцы стали[11] заполнять заявления (в ЗАГСах и судах) о выходе из лона церкви именно с целью избежать налога. В 2010 году католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую — более 145 тысяч, что сильно сказалось на доходах этих конфессий.
- В Финляндии в 2012 году число таких “отказников” составило около 20 тысяч[12]. Выход из церкви оформляется очень просто: надо заполнить и отослать авторизованную форму на сайте www.eroakirkosta.fi (пример страницы отказа на шведском языке: https://www.eroakirkosta.fi/dynamic/index.php/svenska).
- В Швейцарии церковный налог тоже постепенно перестает быть надежным доходом как католической, так и протестантской церкви. Кроме того, в ряде кантонов церковным налогом до сих пор облагаются и юридические лица. Такой “пережиток феодализма” раздражает некоторые партии, собирающиеся законодательно отменить церковный налог с юридических лиц, но Федеральный суд в Лозанне, как высшая юридическая инстанция, неоднократно выносил решения о соответствии такого рода налогов конституции страны. Поэтому партиям остается более сложный путь отмены — через референдум [13].
Примечания[править | править код]
См. также[править | править код]
- Церковный налог в Германии
- Десятина
Источник
В России религиозные организации живут за счет пожертвований и религиозного бизнеса: продажа утвари, книжек, свечек и различных религиозных услуг. Но есть ряд причин, по которым лучше ввести церковный налог.
Что такое церковный налог?
Церковный налог – это налог, взимаемый государством с членов религиозных организаций для оказания финансовой поддержки приходам, храмам и священнослужителям.
Мне нравится пример с Германией, где церковный налог введен с середины 20 века. Каждый человек выбирает, платить ему налог или нет. И платит он налог в конкретную религиозную организацию. Разумеется, что религиозные общины могут получать при этом пожертвования.
Но для чего нужен церковный налог?
Мне удобнее всего разбирать пример с Русской православной церковью, потому что это самая крупная религиозная организация в России.
Во-первых, РПЦ претендует на звание духовного стержня России. Вот мы и увидим, какой процент людей будет поддерживать этот стержень материально. У нас ведь РПЦ говорит, что в России большинство верят в Бога, значит нужно поддерживать Церковь.
Церковный налог – отличный вариант такой поддержки со стороны верующих в Бога. Тем более, верующий может в любой момент отказаться от налога.
Во-вторых, государство выделяет огромные деньги на реставрацию церковного имущества, которые записывают в список “культурных объектов России”. Плюсом государство отдает Церкви огромное количество храмов на безвозмездной основе, хотя это большой вопрос, принадлежат ли эти храмы Церкви?
РПЦ несколько раз пыталась присвоить себе Исаакиевский собор
Все эти деньги государство выделяет из бюджета, который формируется за счет всех налогоплательщиков страны: атеистов, буддистов, христиан, агностиков и т.д. Неверующих в России больше 30%. Почему их налог должен уходить на реставрацию церковного имущества? Непонятно. Поэтому нужен церковный налог, который будет обеспечивать поддержку храмов и церковного имущества.
В-третьих, РПЦ имеет теневой доход от продажи книжек, свечек и прочей утвари. Этот доход не облагается налогом. Почему? Из-за того, что приходы Церкви регистрируются как некоммерческие организации, то для них действуют особые налоговые льготы.
Для РПЦ (и других религиозных организаций) отменен налог за землю, на религиозное имущество и на прибыль от доходов.
Если РПЦ не хочет платить налог, то пусть она получает деньги из бюджета страны на все свои нужды. Разумеется, что этот бюджет должен формироваться исключительно за счет церковного налога. Тогда все вопросы о теневом бизнесе церкви отпадут.
Бизнес внутри Казанского собора
Интересно, что в Германии из 71% христиан налог платят только 24%. Так в каждой стране, где существует церковный налог. Я думаю, что в России из “80%” православных, налог будут платить 2-5% реально православных. Тогда всё встанет на свои места: и амбиции РПЦ, и проблема с принадлежностью храмов, которые можно использовать не только в религиозных целях.
Будет круто, если часть храмов передадут научным институтам на “безвозмездной основе”. Или обычным гражданам, которым нравится проводить время в храме без всяких богослужений. Там красиво, интересно смотреть фрески, иконы. Можно устраивать интеллектуальные вечера. Почему нет?
Я напомню, что в Российской Империи огромное число храмов принадлежали людям, а не Синоду. Священники были как наемники, которые приходили служить в приходской храм.
Источник
О десятине знают все. Но обычно считается, что это
пережиток прошлого – некая заповедь Ветхого Завета,
исполнять которую в новозаветные времена уже не
обязательно. А, как оказалось, есть такие христиане, кто
десятину отдает и сегодня. Зачем они это делают и что
получают взамен – они рассказали нам сами.
«Удивительное дело!»
«Десять лет назад материально было
трудно всем, и мне в том числе, – рассказывает
Вера Дробинская, врач из Астрахани. – Со мной
жила сестра с мужем и маленьким ребенком, муж тяжело
болел, сестра не работала, а мою зарплату задерживали
месяцами. Мы были полуголодные. Но несмотря на это, все
чаще и чаще в Библии мне попадались слова о десятине:
“Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы
обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы
Тебя?» Десятиною и приношениями” (Мал. 3:
8). Дальше там было написано, что Господь предлагает
проверить, не откроет ли Он Своих хранилищ и не
засыплет ли благословениями, после того как положенные
десятины будут принесены в храм.
Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив
однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший
храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не
думать – “что ты делаешь? кому все это
надо?” – и молилась: “Господи, это так
мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую
жертву с милостью”. Как только я положила деньги в
ящик – покой наполнил мое сердце. Не скажу, что
денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать.
Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о
моих финансах.
Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину
в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с
сестрой стали жертвовать детям-сиротам – помогать в
детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня
стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как
только я забываю про десятину, денег сразу перестает
хватать, а как вспоминаю и отдаю – все
выравнивается. Удивительное дело!»
На храм или на бедных?
История Веры Дробинской свидетельствует о том, что
милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые
современные священники все-таки не разделяют это мнение.
Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель
миссионерского отдела Курской епархии, считает так:
«Милостыня – дело добровольное, поступайте по
совести. А жертва на храм – предполагает обязанность
человека-прихожанина по отношению к своему приходу,
общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное
подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам
прихода».
Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину
входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые
считались также произведением земли. Годы делились на
семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину
отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля
покоилась и десятину не отделяли.
Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и
составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая
часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и
священникам – 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27).
Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от
оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья
часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и
6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26:
12-15; Ам. 4: 4-5).
Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила
в понятие «десятина» и была обязательной
заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все
десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах
твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть
едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог
твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь
делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после
такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое
наказание следует за неуплату десятины, каждый
израильтянин считал своим долгом поддерживать это
установление и отдавать все положенное.
Новый Завет – призыв к совершенству
Жертвенная смерть Христа и Его воскресение положили конец
иудейскому Закону с его обрядовыми заповедями,
«упразднив… закон заповедей учением».
Теперь каждый христианин сам может определить, сколько он
готов пожертвовать на храм, а сколько на бедных; каждый
должен поступать так, как он «решил в своем
сердце». Но при этом апостол Павел ясно пишет в
одном из своих посланий: «При сем скажу: кто сеет
скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и
пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою
благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое
довольство, были богаты на всякое доброе дело… на
всякую щедрость, которая через нас производит благодарение
Богу» (2 Кор. 9: 6, 8, 11).
«Новый Завет не имеет предела, – объясняет
настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1
протоиерей Аркадий Шатов, председатель московской Комиссии
по церковной социальной деятельности. – Заповеди
Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только
деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум – все
отдать Богу и ближнему! Господь говорит:
“…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай
имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на
небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В
новозаветное время мы никак не можем ограничиваться
десятиной – это просто другой уровень, более низкий,
ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и
больше, кто успеет до этого дорасти – тот будет
блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно.
Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько
он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим,
кто-то отдает десятину».
Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались
«смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего
не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а
вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8:
12–13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб
«домашним» (1 Тим. 5: 8).
Неразумное даяние
Преподобный Иоанн Лествичник (VI век) рассказывает историю
одной девушки, родители которой умерли и оставили ей
большое имение. И однажды она увидела, как в ее саду
какой-то человек хочет повеситься. Она подошла и спросила,
почему он это делает, а он ответил, что у него огромный
долг и таким образом он хочет избавить от него свою семью.
Девушка спросила, сколько точно, и оказалось, ровно
столько, сколько стоит ее имение. Она продала имение и
помогла этому человеку отдать долг, а сама стала
блудницей, потому что ей не на что было жить. Долгие годы
она провела в блуде. Эта девушка тогда не знала ничего о
Христе, а когда узнала и захотела креститься – все
отказывались стать ее поручителями, потому что знали о ее
жизни (в то время, чтобы креститься, обязательно был нужен
поручитель). И однажды ее нашли мертвой, лежащей на берегу
океана. В крещальной рубашке. Ее покрестили ангелы.
Господь, помня ее поступок, спас ее в конце жизни. Иоанн
Лествичник пишет, что иногда и неразумное даяние, но
сделанное по горячности сердца, Господь принимает и
вознаграждает.
А следующую историю, из которой видно, что Господь по
Своему милосердию награждает даже «сеющего» с
неохотой, рассказала одна из добровольцев православной
службы «Милосердие»: «Я получила
небольшое наследство – 100 тысяч рублей. Это
произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в
качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости
становиться другом милосердия и отдавать один процент
дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно
один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела
так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих
денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня
продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас
он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на
милосердие – оставь их себе, ты же и так доброволец,
– и моя совесть успокоится.
Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и
Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не
только отдать один процент на милосердие, но еще и десять
процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать!
Пришлось отдавать и десять процентов тоже – а это
десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать,
сама ввязалась. Не прошло недели – звонит мне
начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще
работу одну поделать и получать за нее дополнительно
десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что
я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне
тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а
ежемесячно!»
«Не искушай Господа Бога твоего»
Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди,
которые пытаются заранее рассчитать свою
«прибыль» от жертвы на храм или милостыни:
«Когда мы однажды приехали к известному старцу
Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, –
рассказывает отец Аркадий Шатов, – один человек, мой
знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с
собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было
накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не
дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у
знакомых».
Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх
Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в
образе прекрасной девицы Милосердие: «Я –
старшая дочь Великого Царя, – сказала она ему.
– Если ты сделаешь меня своею подругою, то я
исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто
не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из
ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает
обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к
ближнему, но решил все же это проверить.
По пути в церковь святитель встретил нагого нищего,
дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не
успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел
человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными
монетами и исчез – это был ангел. «С того
времени, если я что подавал убогому, хотел испытать,
воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И,
многократно испытав, я убедился, что это действительно
так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя,
искушать Господа Бога твоего!”«
Десятина в Ветхом Завете
В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно,
вино и животные, которые считались также произведением
земли.
Семилетний цикл
Десятина | Левитам (%) | Праздничная (%) | Бедным (%) | Всего (%) |
1-й год | 10 от 100 | 10 от 90 | Нет | 19 |
Ответственность за приход
В современной Германии существует церковный налог,
взимаемый в пользу некоторых общин – католических,
иудейских, евангельских (не все евангельские Церкви
Германии пользуются этим правом, в некоторых считают, что
оно нарушает принцип отделения Церкви от государства) и
др. Атеисты и верующие всех других религиозных общин, в
том числе православные (принадлежность к конфессии
указывается в налоговой декларации), этим налогом не
облагаются.
Церковный налог составляет основную часть (около 70%)
дохода германских религиозных общин. Его размер напрямую
зависит от начисляемого подоходного налога, а т. к. в
Германии подоходный налог начисляется только на доход,
превышающий определенный уровень, то такая привязка
церковного налога к подоходному автоматически учитывает
платежеспособность верующего. В итоге только 35% верующих
обязаны платить церковный налог, в число остальных входят
дети, взрослые с низким доходом и пенсионеры.
Десятина как форма обеспечения Церкви встречалась и на
Руси. Так, святой князь Владимир на десятую часть своих
доходов построил Десятинную церковь и содержал ее. На Руси
собирали десятину, как и в древнем Израиле, натурой, на
пользу храма и его служителей. Была даже должность
«десятильник», а после Стоглавого собора
– «десятский священник», в ведении
которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти должности
были упразднены.
«Когда я служил в деревне, – рассказывает
протоиерей Аркадий Шатов, – в храме стояли тарелочки
для сбора денег, и я даже по молодости с этим боролся, мне
казалось, что это как будто продавать благодать за деньги.
А теперь я всех наших прихожан призываю жертвовать на храм
– потому что они должны участвовать в жизни общины.
Многие сейчас думают: “Что с меня взять – я и
так бедный!” Но хотя формы участия могут быть
разными, участвовать в жизни прихода, в том числе и в ее
материальной стороне, должны все. Чтобы у каждого была
ответственность за свой приход. Раньше на литургию люди
всегда что-то с собой приносили (“просфора”
ведь и значит “приношение”): кто-то –
хлеб, кто-то – вино. По одному из древних чинов
литургии даже дети, у которых ничего нет, должны были
приносить в храм воду, чтобы не приходить с пустыми
руками!»
Источник