В чем польза препятствий и естественных ограничений для ребенка

В чем польза препятствий и естественных ограничений для ребенка thumbnail

Содержание:

  • Примеры
  • Намерение
  • Только факты
  • Как понять, что вы в ловушке?
  • Как ведет себя ребенок
  • Возможные последствия
  • Как выбраться из ловушки: 7 советов
  • Травма или нет?

Хотите – верьте, хотите – нет, но одна из важных обязанностей родителей – именно расстраивать своего ребенка. Постепенно повышая планку предельно допустимого расстройства, мы делаем ребенка сильнее, учим его давать отпор в ситуациях, с которыми ему в любом случае придется столкнуться в отношениях с людьми: дома, в школе, на работе, в будущей семье.

Мы не ограничиваем детей ни в чем. Не хотим их расстраивать.

Должна же я купить ей еще одну куклу, хоть она и дороговата. У всех девчонок такие есть, моя наверняка расстроится.

Я своей четырехлетней дочери говорю, что хорошо, а что плохо. А уж потом она решает, как ей поступить.

Мой трехлетний сын всегда сам решает, что он будет есть. Не силой же его заставлять…

Примеры

Алекс (ему два с половиной года) каждое утро сам решает, что будет есть. Часто бывает так: говорит, что будет яичницу, но, пока мама готовит, малыш успевает передумать и требует сосиску, которую в итоге только надкусывает… В общем, дело кончается печеньем и молоком.

У девчонок в моде очень дорогие куклы. Девятилетней Славице мама покупает уже вторую куклу из коллекции, причем женщина тратит на это ощутимую часть своей зарплаты. И так объясняет этот поступок (похоже, не столько другим, сколько самой себе): «У всех ее подружек по две куклы, а то и больше. Она ужасно расстроится, если у нее будет всего одна».

Намерение

Вы не хотите обидеть ребенка.

Вы не хотите обременять его ограничениями.

Только факты

Даже если вы старательно защищаете ребенка (в том числе и в тех ситуациях, когда защита ему не особенно нужна), он все равно рано или поздно столкнется с конфликтными ситуациями. И поверьте, скорее всего столкновение получится болезненным, поскольку ребенок окажется не способным справиться с проблемами или будет карабкаться к их решению с таким трудом, словно покоряет Эверест.

Наверняка в вашем окружении есть люди, которым самые простые, на ваш взгляд, вещи кажутся сложными, которые мучаются над самыми легкими задачами. Например, они никак не могут прийти вовремя на работу, жалуются, что им приходится ходить за ребенком в садик, что у них много дел дома… Они испытывают трудности со всем, что касается обязательств. А единственное, что им доставляет удовольствие, – это радовать самих себя.

Вы сами прекрасно знаете, что жизнь – это не парк развлечений, не сплошное удовольствие. Так что готовьте ребенка к жизни адекватно.

Как понять, что вы в ловушке?

Вас обременяют какие-то простые вещи и обязанности и поэтому вы стараетесь оградить от них и ребенка?

Вы считаете, что травмируете ребенка, просто не купив ему очередную дорогую игрушку?

Заставить ребенка хорошо себя вести – это, по-вашему, травма?

Просьба выбросить мусор (застелить кровать, расставить игрушки по местам, посидеть с младшим братом, сходить в магазин…) – это травма?

Если вы часто задаетесь вопросом, не обременяют ли ребенка какие-то рутинные дела, и всячески стараетесь защитить его от них – вы в ловушке.

Как ведет себя ребенок

Он избалован; если у него не получается добиться желаемого, может реагировать излишне бурно; ему трудно смириться с тем, что его потребности не удовлетворяются в ту же секунду. В общении со сверстниками зажат и не уверен в себе, капризен, несамостоятелен.

Возможные последствия

Ребенок не ориентируется или с трудом ориентируется в самых обычных, рутинных ситуациях. У него непростые отношения со сверстниками, может проявляться нетерпимость, эгоцентричность, несамостоятельность, проблемы с признанием авторитета, низкая работоспособность. Ребенку тяжело контролировать свою импульсивность (агрессию, приступы раздражения и т. п.). Кроме того, он всячески избегает ответственности (всегда у него виноват кто-то другой: воспитательница в садике, приятель, учитель, вы сами…).

Как выбраться из ловушки: 7 советов

Не придавайте излишнего значения самым простым вещам. Не защищайте ребенка от того, от чего не следует защищать.

С раннего возраста – год и больше – начинайте учить ребенка правилам хорошего поведения. Пусть ребенок узнает слова «спасибо», «пожалуйста», «извини».

Ваши ожидания должны соответствовать возрасту ребенка. Конечно, малышу на втором году жизни трудно будет понять, что к чему, но со временем он все освоит. Так, в три-четыре года у ребенка уже можно развивать терпение. Ребенка четырех-пяти лет нужно отучать перебивать взрослых или, например, перетягивать на себя одеяло в разговоре со старшими.

Постепенно повышайте допустимый уровень терпимости ребенка к различным неприятностям. Так, откладывать кормление грудничка и заставлять его плакать от голода, естественно, нельзя. Но двухлетнему ребенку уже можно объяснить, что шоколадку он получит после, а не до обеда. От четырехлетнего ребенка нужно требовать, чтобы он извинился перед тем, кого обидел, и чтобы после игры сам собирал свои разбросанные игрушки. Ребенок восьми лет уже может сам выносить мусор, десяти лет – ходить в ближайший магазин за продуктами, двенадцати лет – мыть посуду и сидеть с младшей сестренкой, пока родителей нет дома, и т. д.

Вы, как взрослый, отвечаете за то, чтобы в доме были установлены и соблюдались определенные правила. Недопустимо, чтобы ребенок, чью свободу лелеют оба родителя, в возрасте от двух до пяти лет сам решал, что ему надеть, что есть на обед и как себя вести. Вы действительно можете предложить ребенку свободу, но в рамках определенного выбора: «Какой свитер хочешь надеть – красный или синий?». Или: «Что ты хочешь на ужин – сосиски или котлеты?».

Сразу реагируйте на неподобающее поведение. Не прячьтесь за отговорки вроде: «Он просто гиперактивен» или «Она такая егоза, ничего не могу с ней поделать». Допускать, чтобы дети пяти-шести (и более) лет сами решали, как им себя вести и каким правилам следовать, – это не значит оберегать их свободу. Это значит сбить их с толку и оказать медвежью услугу. И подростку 14-15 лет нельзя самому решать, когда ему возвращаться с поздней прогулки. Поговорите, послушайте его доводы и выскажите свои. Примите общее решение и настаивайте на том, чтобы ребенок его придерживался.

Пусть ребенок, сообразно своему возрасту, помимо школьных дел возьмет на себя и часть домашних.

Хвалите ребенка за каждое проявление самостоятельности. Даже если посуда вымыта не идеально, не делайте замечаний: впереди еще уйма времени, чтобы все исправить.

Травма или нет?

Давайте теперь вернемся к описанным в начале главы примерам. Если бы мама не купила Славице еще одну куклу, это точно не травмировало бы ребенка. Да, девочка бы наверняка расстроилась, но противостоять нереальным запросам ребенка вовсе не значит наносить ему травму.

Можно было объяснить дочери, что кукла, которую она так хочет, слишком дорогая. А если подружки вздумают над ней из-за этого посмеяться – может, не такие уж они хорошие подружки? Серьезный разговор, конечно, не порадует ребенка так, как порадовала бы новая игрушка. Но зато девочка получит информацию о реальной жизни, от которой ее так усердно защищают.

Получив возможность выбирать «меню», Алекс в силу своего возраста не сумел бы воспользоваться данной ему свободой, а, скорее, растерялся и запутался. Ребенку двух-трех лет вполне хватило бы свободы адекватного выбора: «Что ты хочешь – яичницу или бутерброд?».

Источник

Маленькие дети нуждаются в любви и уходе, они нуждаются в безопасности и внимании. Подрастая, они нуждаются в утешении, поддержке, руководстве. Родители вселяют в детей уверенность, вникают в их дела и проблемы.

Подросток уже нуждается в свободе, в возможности делать выбор, он нуждается в личном пространстве и безопасности. Дети постарше нуждаются в определенной собственности, в деятельности, у них уже есть профессиональные интересы и соответствующие потребности. Родители создают условия для развития новых знаний и способностей своих детей.

Читайте также:  Османтус чай вред и польза

Сейчас дети все раньше нуждаются в деньгах и стремятся их самостоятельно зарабатывать. Иными словами, с ростом детей, растут их эмоциональные и материальные потребности, родители учатся удовлетворять потребности детей, вознаграждая их за правильное использование своих возможностей и талантов. Главная задача родителей – удовлетворять потребности детей в любви и привязанности, и предоставлять больше возможностей для их роста.

Какова роль при этом ограничений? Почему необходимо ограничивать детей?

Младенцы практически не нуждаются в ограничениях, так как ограничены уже своим физическим состоянием. Все их потребности удовлетворяются матерью. Как только ребенок начинает ходить, он нуждается во все большем контроле и постепенно постигает смысл родительского «нет».

Подрастая, дети должны понимать необходимость и справедливость ограничений. Если родители что-то запрещают, дети сталкиваются с ограничениями этого мира и пусть они сделают это как можно раньше. Например, ребенок должен знать, что ему не обязательно иметь такую игрушку как у брата или такой же навороченный телефон как у одноклассника. Родительское «нет» должно давать понимание ребенку, что все его желания не могут быть удовлетворены.

Подростковый возраст, как никакой другой, должен сопровождаться балансом определенной свободы и четких, непоколебимых границ. Если в этом очень важном для становления социальной зрелости возрасте дети не усвоят от родителей, что не в их власти распоряжаться вселенной, им придется столкнуться с властью закона. В этом возрасте должны работать такие правила, как: 1) время, не позже которого подросток должен быть дома, 2) финансовые ограничения и 3) границы дозволенного в принятии решений.

Родители не должны допускать чрезмерную зависть и вседозволенность у своих детей, их безнаказанность и самодовольство, попустительствовать неуважение к обществу и закону.

Дж. Таунсенд (Дети: границы, границы…, 2010) следующим образом говорит о роли ограничений:

Ограничения учат детей ограничивать свои желания: дети должны потрудиться, чтобы чем-то обладать, одного хотения мало.

Ограничения показывают ребенку, что справедливость не заключается в том, чтобы иметь все, что есть у других. У кого-то всегда будет меньше, а у кого-то больше.

Ограничения показывают детям, что их чувства – не есть истина в последней инстанции, и что вполне можно жить с неисполненными желаниями. Дети учатся сами удовлетворять часть своих потребностей.

Ограничения дисциплинируют детей, помогают узнать собственные недостатки. Наличие ограничений препятствует формированию позиции жертвы. Дети принимают как должное, что чем-то они не могут обладать.

В заключение приведем слова Дж. Таунсенда «Не обкрадывайте своих детей, лишая их ограничений. Иначе они всю жизнь будут нести тяжелое бремя, считая себя Богом. А это та роль, в которой они обязательно с треском провалятся».

Источник

Хотите – верьте, хотите – нет, но одна из важных обязанностей родителей – именно расстраивать своего ребенка. Постепенно повышая планку предельно допустимого расстройства, мы делаем ребенка сильнее, учим его давать отпор в ситуациях, с которыми ему в любом случае придется столкнуться в отношениях с людьми: дома, в школе, на работе, в будущей семье.

Мы не ограничиваем детей ни в чем. Не хотим их расстраивать.

Должна же я купить ей еще одну куклу, хоть она и дороговата. У всех девчонок такие есть, моя наверняка расстроится.

Я своей четырехлетней дочери говорю, что хорошо, а что плохо. А уж потом она решает, как ей поступить.

Мой трехлетний сын всегда сам решает, что он будет есть. Не силой же его заставлять…

Примеры

Алекс (ему два с половиной года) каждое утро сам решает, что будет есть. Часто бывает так: говорит, что будет яичницу, но, пока мама готовит, малыш успевает передумать и требует сосиску, которую в итоге только надкусывает… В общем, дело кончается печеньем и молоком.

У девчонок в моде очень дорогие куклы. Девятилетней Славице мама покупает уже вторую куклу из коллекции, причем женщина тратит на это ощутимую часть своей зарплаты. И так объясняет этот поступок (похоже, не столько другим, сколько самой себе): «У всех ее подружек по две куклы, а то и больше. Она ужасно расстроится, если у нее будет всего одна».

Намерение

Вы не хотите обидеть ребенка.

Вы не хотите обременять его ограничениями.

Только факты

Даже если вы старательно защищаете ребенка (в том числе и в тех ситуациях, когда защита ему не особенно нужна), он все равно рано или поздно столкнется с конфликтными ситуациями. И поверьте, скорее всего столкновение получится болезненным, поскольку ребенок окажется не способным справиться с проблемами или будет карабкаться к их решению с таким трудом, словно покоряет Эверест.

Наверняка в вашем окружении есть люди, которым самые простые, на ваш взгляд, вещи кажутся сложными, которые мучаются над самыми легкими задачами. Например, они никак не могут прийти вовремя на работу, жалуются, что им приходится ходить за ребенком в садик, что у них много дел дома… Они испытывают трудности со всем, что касается обязательств. А единственное, что им доставляет удовольствие, – это радовать самих себя.

Вы сами прекрасно знаете, что жизнь – это не парк развлечений, не сплошное удовольствие. Так что готовьте ребенка к жизни адекватно.

Как понять, что вы в ловушке?

Вас обременяют какие-то простые вещи и обязанности и поэтому вы стараетесь оградить от них и ребенка?

Вы считаете, что травмируете ребенка, просто не купив ему очередную дорогую игрушку?

Заставить ребенка хорошо себя вести – это, по-вашему, травма?

Просьба выбросить мусор (застелить кровать, расставить игрушки по местам, посидеть с младшим братом, сходить в магазин…) – это травма?

Если вы часто задаетесь вопросом, не обременяют ли ребенка какие-то рутинные дела, и всячески стараетесь защитить его от них – вы в ловушке.

Как ведет себя ребенок

Он избалован; если у него не получается добиться желаемого, может реагировать излишне бурно; ему трудно смириться с тем, что его потребности не удовлетворяются в ту же секунду. В общении со сверстниками зажат и не уверен в себе, капризен, несамостоятелен.

Возможные последствия

Ребенок не ориентируется или с трудом ориентируется в самых обычных, рутинных ситуациях. У него непростые отношения со сверстниками, может проявляться нетерпимость, эгоцентричность, несамостоятельность, проблемы с признанием авторитета, низкая работоспособность. Ребенку тяжело контролировать свою импульсивность (агрессию, приступы раздражения и т. п.). Кроме того, он всячески избегает ответственности (всегда у него виноват кто-то другой: воспитательница в садике, приятель, учитель, вы сами…).

Как выбраться из ловушки: 7 советов

Не придавайте излишнего значения самым простым вещам. Не защищайте ребенка от того, от чего не следует защищать.

С раннего возраста – год и больше – начинайте учить ребенка правилам хорошего поведения. Пусть ребенок узнает слова «спасибо», «пожалуйста», «извини».

Ваши ожидания должны соответствовать возрасту ребенка. Конечно, малышу на втором году жизни трудно будет понять, что к чему, но со временем он все освоит. Так, в три-четыре года у ребенка уже можно развивать терпение. Ребенка четырех-пяти лет нужно отучать перебивать взрослых или, например, перетягивать на себя одеяло в разговоре со старшими.

Постепенно повышайте допустимый уровень терпимости ребенка к различным неприятностям. Так, откладывать кормление грудничка и заставлять его плакать от голода, естественно, нельзя. Но двухлетнему ребенку уже можно объяснить, что шоколадку он получит после, а не до обеда. От четырехлетнего ребенка нужно требовать, чтобы он извинился перед тем, кого обидел, и чтобы после игры сам собирал свои разбросанные игрушки. Ребенок восьми лет уже может сам выносить мусор, десяти лет – ходить в ближайший магазин за продуктами, двенадцати лет – мыть посуду и сидеть с младшей сестренкой, пока родителей нет дома, и т. д.

Читайте также:  Рисовая каша польза и вред для здоровья человека

Вы, как взрослый, отвечаете за то, чтобы в доме были установлены и соблюдались определенные правила. Недопустимо, чтобы ребенок, чью свободу лелеют оба родителя, в возрасте от двух до пяти лет сам решал, что ему надеть, что есть на обед и как себя вести. Вы действительно можете предложить ребенку свободу, но в рамках определенного выбора: «Какой свитер хочешь надеть – красный или синий?». Или: «Что ты хочешь на ужин – сосиски или котлеты?».

Сразу реагируйте на неподобающее поведение. Не прячьтесь за отговорки вроде: «Он просто гиперактивен» или «Она такая егоза, ничего не могу с ней поделать». Допускать, чтобы дети пяти-шести (и более) лет сами решали, как им себя вести и каким правилам следовать, – это не значит оберегать их свободу. Это значит сбить их с толку и оказать медвежью услугу. И подростку 14-15 лет нельзя самому решать, когда ему возвращаться с поздней прогулки. Поговорите, послушайте его доводы и выскажите свои. Примите общее решение и настаивайте на том, чтобы ребенок его придерживался.

Пусть ребенок, сообразно своему возрасту, помимо школьных дел возьмет на себя и часть домашних.

Хвалите ребенка за каждое проявление самостоятельности. Даже если посуда вымыта не идеально, не делайте замечаний: впереди еще уйма времени, чтобы все исправить.

Травма или нет?

Давайте теперь вернемся к описанным в начале главы примерам. Если бы мама не купила Славице еще одну куклу, это точно не травмировало бы ребенка. Да, девочка бы наверняка расстроилась, но противостоять нереальным запросам ребенка вовсе не значит наносить ему травму.

Можно было объяснить дочери, что кукла, которую она так хочет, слишком дорогая. А если подружки вздумают над ней из-за этого посмеяться – может, не такие уж они хорошие подружки? Серьезный разговор, конечно, не порадует ребенка так, как порадовала бы новая игрушка. Но зато девочка получит информацию о реальной жизни, от которой ее так усердно защищают.

Получив возможность выбирать «меню», Алекс в силу своего возраста не сумел бы воспользоваться данной ему свободой, а, скорее, растерялся и запутался. Ребенку двух-трех лет вполне хватило бы свободы адекватного выбора: «Что ты хочешь – яичницу или бутерброд?».

Источник

Приучать ребенка к спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение – основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят о развитии других сторон личности – в частности, психики. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо движения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.

В любое время года дети должны находиться на воздухе. Продолжительность зимней прогулки должна быть не менее 3-4 часов.

Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она насыщена разнообразной, увлекательной деятельностью, в том числе необходимыми движениями. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к инфекционным и простудным заболеваниям. Движения благотворно воздействуют на функции всего организма ребенка, предохраняют его от охлаждения. Во время энергичного движения увеличивается потребность организма в кислороде, усиливается дыхание, кровообращение, совершенствуются его физиологические возможности. Выполняя разнообразные физические упражнения, участвуя в играх, дети обогащаются новыми представлениями, понятиями, у них развивается мышление и память, ориентировка в пространстве. Движения необходимы для растущего организма ребенка, их ограничение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах. Недостаток движений вызывает у детей задержку роста, умственного и физического развития.

Организуя двигательную деятельность на прогулке, родителям необходимо обеспечивать необходимый ее объем в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями детей, учитывать уровень развития основных движений. Прогулка на детской площадке, во дворе, в парке позволяет широко использовать разнообразные средства для всестороннего развития ребенка. Нужно использовать естественные препятствия для развития основных движений, например: предложить детям трех лет перешагнуть через маленький ручеек, а детям старшего возраста перепрыгнуть через него или перейти по бревну или доске, пройти по узкой дорожке, подняться на горку и сбежать с нее.

Теплое время года наиболее благоприятно для развития движений. В это время хорошо совершать прогулки с детьми в лес, в поле, к реке, к озеру. При развитии движений ходьбы и бега рекомендуется использовать разнообразные упражнения (ходьба, высоко поднимая ноги при перешагивании через траву, ходьба и бег между деревьями со сменой направления, по рыхлому песку, ходьба по бревну прямо или боком). Во время этих упражнений нужно следить за правильной осанкой детей.

В естественных условиях можно использовать упражнения в лазаньи, например: подлезть под низко наклоненными ветками дерева, не касаясь земли руками, вползти на горку, опираясь на колени и помогая руками; перелезть через бревно, заборчик.

В лесу дети могут прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, перепрыгивать через небольшой ручеек или канавку, спрыгивать с невысоких пеньков, поваленных деревьев.

Для совершенствования навыков метания можно предложить детям бросать предметы на дальность и в цель, используя для этого шишки, камешки, палочки. Их можно бросать правой и левой рукой, стараясь попасть в указанное дерево. Дети любят бросать камешки в воду как можно дальше.

Развитие основных движений на прогулке не менее эффективно и зимой. Для различных упражнений используют снежные валы, расчищенные дорожки, снег. Дети любят упражняться в метании: метать снежки в цель (дерево, сугроб), вдаль («Кинь дальше, чем я»). С большим интересом они выполняют упражнение «Следопыт», когда ребенок идет по следу взрослого, при этом сохраняя равновесие. Хорошее упражнение на равновесие – скольжение по ледяным дорожкам. Родители также могут придумывать свои задания.

Большие возможности для совершенствования движений заложены в играх. Они должны быть обязательным компонентом прогулки. Подвижные игры вносят много веселья и радости и оказывают большое влияние на физическое и умственное развитие ребенка.

Для организации игровой деятельности детей родители должны позаботиться об игрушках, разнообразных пособиях, способствующих развитию различных движений. Так, детям 3-4 лет необходимы тележки, каталки, машины, шары, мячи (d – 13-20 см), обручи, кегли, вожжи, трехколесные велосипеды. Детям 5-6 лет нужны скакалки, бабки, городки, кольцебросы, серсо, мячи (d – 6-8 см и 10-12 см), бадминтон, малый теннис.

Зимой детям нужны санки, лопатки, лыжи, коньки. Необходимо научить ребят правильно пользоваться пособиями и игрушками, желательно выполнять вместе с ними разнообразные движения.

Взрослым следует выбирать игры, которые были бы интересны, доступны и полезны ребенку. Двигательный опыт детей различен, поэтому при организации игровой и двигательной деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка.

Следует подбирать игры с разным набором движений (бег, прыжки, лазанье, метание и др.), развивая при этом смелость, ловкость и решительность ребят. Особое внимание следует обращать на движения, которые у ребенка развиты слабо.

Подвижные игры для малышей должны включать самые простые движения – ходьбу, бег, подпрыгивание, бросание и ловлю мяча. Дети 3-4 лет могут ходить и бегать в указанном направлении, изменять направление просьбе взрослого, ходить по ограниченной площади опоры, подпрыгивать, энергично отталкиваясь от пола.

Читайте также:  Беседа о пользе физической культуры и спорта

Важно предварительно познакомить ребенка с содержанием и правилами игры. Объяснения желательно сочетать с показом движений: как правильно бежать, прыгать, бросать. В играх с мячом показать, как нужно ловить мяч, ладонями рук, не прижимая его к груди.

Обучая детей прыжками, надо следить за тем, чтобы они мягко приземлялись на полусогнутые ноги. С маленькими детьми (3-4 лет) проводят подвижные игры, в которых участвуют хорошо знакомые детям образы: кот, зайчик, птички и др. Движения в играх простые.

Игры для детей 3-4 лет.

«ДОГОНИ МЕНЯ». Малыш догоняет убегающего от него взрослого. Сначала взрослый бежит в одном направлении, а затем, когда ребенок научится хорошо бегать, взрослый меняет направления, приучая ребенка к тому же. Родители регулируют скорость своих движений в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей малыша.

«ДОТРОНЬСЯ ДО МЯЧА». Взрослый держит в руке небольшой мяч в сеточке. Ребенку предлагают подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками. Взрослый поднимает мяч на высоту в зависимости от роста ребенка. В данной игре ребенок учится хорошо отталкиваться от пола и мягко приземляться на носки.

«ПОЙМАЙ БАБОЧКУ». На конец небольшого прута или палочки привязывают шнурок и к нему вырезанную из бумаги бабочку. Взрослый держит прут так, чтобы бабочка летала над головой ребенка. Малыш подпрыгивает, стараясь ее поймать.

«ПОПАДИ В КРУГ». Рисуется кружок на земле. В руках играющих маленькие мячики или снежки. Они стоят от круга на расстоянии 1 м. после команды взрослого «Бросай!» дети кидают предметы в круг. Взрослый отмечает, кто меткий.

Рекомендуется бросать то правой, то левой рукой. В этой игре у детей развивается глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Если на детской площадке гуляют дети-сверстники, то очень хорошо организовать с ними коллективные сюжетные игры. Они основаны на простых естественных движениях: ходьбе, беге, подпрыгивании, ползании. Дети подражают действиям животных (зайчиков, птиц, кота, мышей), различных видов транспорта (автомобиля, поезда, автобуса, самолета).

«ВОРОБЫШКИ И КОТ». Дети-воробышки прячутся в свои гнезда на одной стороне площадки. На другой – греется кот. Как только кот задремлет, воробышки вылетают на дорогу. Они перелетают с места на место, ищут крошки (приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит догонять птичек, которые улетают в свои гнезда (сначала взрослый, исполняющий роль кота, не ловит детей, а только намеревается).

Здесь дети упражняются в легком беге врассыпную, в приседании.

«ПОЕЗД». Дети строятся в колонну вдоль одной стороны площадки. Первый стоящий в колонне ребенок – паровоз, остальные – вагоны. Взрослый дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», – говорит взрослый. Ребята постепенно замедляют ход и останавливаются. Взрослый вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Дети упражняются в ходьбе, беге друг за другом. К 5-6 годам кругозор ребенка расширяется, внимание становится устойчивее, движения более координированными и совершенными. В игры детей этого возраста включаются более сложные движения. Большое место занимают игры с ловлей, увертыванием, с элементами спорта и соревнований. Главные роли в игре выполняют сами дети.

Игры для детей 5-6 лет.

«СДЕЛАЙ ФИГУРУ». Дети разбегаются по площадке. По сигналу взрослого они застывают на месте в какой-нибудь позе: приседают, поднимают руки в стороны, останавливаются на одной ноге и т.п.

Игра развивает у детей выдержку, быструю реакцию на сигнал.

«КЕГЛИ». Кегли ставят в ряд с интервалом 3-5 см. на расстоянии 1,5-2(3) м проводится линия кона. Играющие дети по очереди выходят к линии кона и броском катят шар, стараясь сбить кеглю. Сбитые кегли убирают. Выигрывает тот, кто собьет большее количество кеглей. Расстояние между кеглями, а также от кегли до линии кона увеличивается постепенно.

Игра развивает у детей меткость, ловкость, глазомер.

«ЛОВИШКА С МЯЧОМ». Дети стоят по кругу. Ловишка – в центре круга. У его ног лежат два мяча. Ловишка проделывает ряд движений – подскоки, наклоны, приседания, хлопки. Играющие повторяют за ним эти движения. По сигналу взрослого «Беги из круга!» дети разбегаются в разные стороны, а ловишка быстро берет мячи (снежки) и бросает их в ноги убегающих. После слов взрослого «Раз, два, три – в круг скорей беги!» ребята снова встают в круг. Выбирается новый ловишка.

К 7 годам у детей появляется устойчивый интерес к спортивным играм и упражнениям. Их увлекают игры в городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, баскетбол. Однако все эти виды спортивных игр еще не полностью доступны детям, но обучать их надо уже в дошкольном возрасте.

На прогулке следует отводить время разнообразным спортивным развлечениям. К летним спортивным развлечениям относятся езда на велосипеде, самокате, игры с мячом, скакалками, плавание. К зимним – ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на коньках, санках. Правильно организованные развлечения укрепляют здоровье ребенка, закаляют его организм, развивают двигательный аппарат.

Ребенку 3-4 лет доставляет большое удовольствие, когда взрослые, взяв его с двух сторон за руки, прокатывают по ледяной дорожке. Дети старшего возраста скользят по ледяным дорожкам самостоятельно. Родители вместе с детьми могут подготовить специальную дорожку шириной примерно 1 м и длиной до 6-10 м. дорожку расчищают от снега, заливают водой. Ее можно сделать и по скату снежной горки с небольшим наклоном. Дети разбегаются по снегу, а затем скользят по ледяной дорожке стоя или присев. В момент скольжения можно предложить детям присесть и снова выпрямиться, проскользить бегом, на одной ноге.

Для катания с горок детям дают фанеру или дощечку. Снежную горку могут сделать родители. Малыши любят кататься на санках. Детям 3-4 лет можно предложить возить санки за веревочку, катать кукол, перевозить комки снега. Дети 5-6 лет с удовольствием катают на санках друг друга, держа санки за веревку или подталкивая сзади. Без помощи взрослого они взбираются с санками на горку. Съезжая с горки, старшие дошкольники могут выполнять интересные задания: поднять варежку, положенную на горе, попасть снежком в какую-нибудь цель, поехать в воротики. Увлекательным видом зимних спортивных развлечений является ходьба на лыжах.

Особое внимание надо уделять подбору лыж для дошкольников. Лыжи подбираются соответственно росту ребенка. Для детей 4-5 – летнего возраста они должны быть на 5 см выше его роста, а более старшему ребенку высоту лыж определяют по высоте его вытянутой руки. Ходить на лыжах лучше всего в специальных ботинках. Лыжные палки будут нужны лишь тогда, когда дети научатся хорошо ходить на лыжах без палок. Палки надо выбирать легкие, высотой до плеч ребенка. С самого начала обучения ходьбе на лыжах надо показать детям, как нести лыжи и как надевать их, протирать, складывать и убирать на место. В первую очередь необходимо стремиться к тому, чтобы ребята научились скользить по лыжне, чередуя ноги. Туловище при этом должно быть слегка наклонено вперед, ноги чуть согнуты в коленях, а руки совершают свободные взмахи вперед-назад.

Прогулка не должна быть однообразной. Нужно, чтобы родители помогали ребятам правильно чередовать различные виды деятельности. После игр с высокой активностью нужно предложить детям заняться более спокойной игрой. Пассивных и малоподвижных детей следует побуждать к активным действиям, придумывать для них разнообразные игровые задания, чаще привлекать к участию в играх и спортивных упражнениях.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19»

Тел. 8-965-318-45-25 : kosmot1968@yandex.ru 141500 г. Солнечногорск, ул. Баранова, д.23а

Использование естественных препятствий для развития движений и ловкости детей

(консультация для родителей)

Инструктор по ФК

Савкова Т.А.

Солнечногорск 2017

Источник