Зачем нужны стихи кому какая польза

Зачем нужны стихи кому какая польза thumbnail

“А как вы относитесь к стихам… в виде поэзии?”

Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка

Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем – приветик!

У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка

— Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный

Зачем нужны стихи? Кому какая польза
От ритма, рифм и прочих пустяков?
А вы попробуйте запомнить столько прозы,
Сколько на память знаете стихов!

Николай Глазков

Марина Принцева

Зачем стихи? Чтобы девушек цеплять. Помню я, пьяный, поорал Есенина на улице и познакомился с красивой девушкой, у которой Есенин – любимый поэт

Марина Принцева

***
Кому сейчас нужны стихи,
Когда вся жизнь – сплошная гонка?
Мелькают люди, как штрихи,
Влечёт их времени воронка.

Чем ближе к центру, тем быстрей,
Летят мгновениями годы
Там, у распахнутых дверей,
Где ждут нас новой жизни роды.

Там забурлит всё буруном,
Втеснив всю жизнь в одно мгновенье,
И затрясёт нас ходуном,
Пред Богом наше откровенье.

Куда забросит нас бурун
Всех наших мыслей и деяний?
То знает каждый, кто не врун!
В места обильных воздаяний!

Воздастся каждому своё
И непременно справедливо,
Беспрецедентное жнивьё
Осуществится кропотливо.

Как успокоить дикий бег
Или замедлить ускоренье,
Чтоб чистым стать, как белый снег?
Поможет Светом озаренье!

Марина Принцева

Вот для того нужны стихи,
Чтобы наполнив души светом,
Из жизни вытеснить грехи.
Спасибо Истины поэтам.

Владимир Пономарёв

Gustav Klimt

***
Захотелось вступиться за поэзию, которую некоторые комментаторы низводят здесь до роли служанки при песнях. Настоящая поэзия – это не песенные тексты, пусть даже их написал Шевчук или какой-нибудь другой крутой мэн.

Кто – то считает, что поэзия никому не нужна, потому что ни он сам, ни его знакомые ею не интересуются. Ну, что тут сказать? У каждого своя песочница, в которой он играется.

В мире, в том числе, и в России, в том числе и в Америке, где я живу, интерес к поэзии никогда не пропадал. Сборники стихов издаются – и раскупаются, вечера поэзии, конечно, не собирают стадионы, как они собирали бывало в Москве, Питере и других городах в 70е – 80е годы, когда выступали Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава.

Но и сейчас народ ходит, народ читает, интересуется. Проводятся конкурсы, биеналле, присуждаются литературные премии, в том числе, и в России.

Существует несколько очень мощных поэтических ресурсов, например, стихи.ру. Там печатаются тысячи поэтов. Там, конечно, куча графоманских творений, но есть очень сильные авторы.

Теперь попробую подступиться к главному, так сказать, вопросу, можно сказать, крику души. Что такое поэзия, для чего она, зачем люди пишут? И вообще, похоже, поэзия – это что-то искусственное, ведь люди не говорят стихами.

Да, люди не говорят стихами, люди не общаются с помощью оперных арий, и, если танцуют на дискотеке, не одевают балетных пачек и не становятся на пуанты.

Марина Принцева

Ответ на все эти вопросы – один: человеческое существо не может обойтись без искусства.

А искусства разнообразны.
Но из того, что вы не ходите на симфонические концрты, и ваши близкие знакомые не ходят, – не нужно делать поспешных выводов. Я не знаю, что сейчас происходит в России, но в Америке и симфонические концерты, и оперные спектакли, и балеты всегда (подчеркиваю, всегда!) собирают полные залы.

То же самое и с поэзией. Точно так, как вас хорошая музыка определенного направления приводит в восторг, так же и поэзия тем, кто научился ее слушать и слышать, доставляет массу эстетического удовольствия. В хорошей, качественной поэзии есть такое же волшебство, как и в любом другом искусстве, которому открыта ваша душа. https://www.neizvestniy-geniy.ru/forum.html?idTheme=617

nami

Марина Принцева
***
Не так ли мы стихов не чувствуем порой,
Как запаха цветов не чувствуем? Сознанье
Притуплено у нас полдневною жарой,
Заботами.. . Мы спим.. . В нас дремлет обонянье.. .
Мы бодрствуем.. . Увы, оно заслонено
То спешкой деловой, то новостью, то зреньем.
Нам прозу подавай: все просто в ней, умно,
Лишь скована душа каким-то сожаленьем.
Но вдруг.. . как будто в сад распахнуто окно, –
А это Бог вошел к нам со стихотвореньем!

Александр Кушнер

Марина Принцева

** Влад Гаджиев (10 лет) :

Стихи нужны много для чего:

1. Стихи нужны для того, чтобы, вот, к примеру, переполняет тебя что-то, а ты стесняешься это сказать, и можно написать стих.
2. Стихи нужны для того, чтобы, к примеру, у человека очень грустно на душе, он прочитает веселый стих, и ему станет весело.
3. Стихи нужны для того, чтобы, к примеру, люди на войне устали и стали петь песню (песня это тоже стих, только с музыкой), и у них прибавится очень много сил. https://solnechniysad.my1.ru/index/nuzhny_li_nam_stikhi/0-398

Марина Принцева
***
Поэзия — явление иной,
Прекрасной жизни где-то по соседству
С привычной нам, земной.
Присмотримся же к призрачному средству
Попасть туда, попробуем прочесть
Стихотворенье с тем расчётом,
Чтобы почувствовать: и правда, что-то есть
За тем трёхсложником, за этим поворотом.. .

Александр Кушнер

Марина Принцева

Я никогда не задавался вопросом о нужности и значении поэзии. Не потому, что сам не чужд ее притягательной и всеобъемлющей информативности, но по наитию, присущему каждому. Я не романтик по натуре, скажу прямо, практичный и довольно жесткий, не чужд справедливости, бывает, жестоко и поэтому результативно ее восстанавливаю. Тем не менее и в моем сердце нашлось место для поэзии, вряд ли ошибусь, если предположу, что число ее почитателей гораздо больше тех, кто в этом признается. Это неотделимая часть того, что заставляет нас оставаться людьми. https://www.neizvestniy-geniy.ru/forum.html?idTheme=617&p=9

Марина Принцева
Существует расхожая фраза: «Красота спасет мир!» Она кажется мне смешной и глупой. Не знаю, что может спасти озверевший мир. Уж во всяком случае, не красота. Впрочем, не стоит обижать зверей, обзывая мир озверевшим, ибо самое злое животное — человек.

Читайте также:  Сок из гранат свежевыжатый польза

Но ведь человек бывает и нежным, и добрым, и любящим, и чутким. И поэтому искусство не должно погибать. Я думаю — стихи, музыка, живопись, кино, литература способствуют тому, что в человеке сохраняется еще что-то человеческое.

Марина Принцева

Вспомним опять-таки уходящий век. Если бы людей не освещали пронзительные лучистые глаза, нежная, застенчивая улыбка великого Чарли, наш мир был бы хуже.

Если бы не волшебная музыка Прокофьева, Гершвина, Шостаковича, Равеля, проникающая в глубины сердца, наш мир был бы еще более глухим.

Если бы не причудливые живописные фантазии Кандинского, Пикассо, Шагала и Дали, радующие глаз, вызывающие чувство прекрасного, наш мир был бы еще более мрачным.

Если бы не стихи Тагора, Элюара, Лорки, Блока, Арагона, Рильке, Есенина, вызывающие любовь и восхищение, согревающие душу, наш мир был бы еще более бессердечным.

Если бы не бегущие картинки, сочиненные Диснеем, Эйзенштейном, Куросавой, Клером, Феллини, картинки, проникающие с белых киноэкранов в зрительские сердца, мир был бы еще более слепым.

Если бы не обыкновенные, простые слова, сложенные в бессмертные книги Хемингуэем, Ремарком, Гашеком, Буниным, Булгаковым, Маркесом, Бредбери, Солженицыным, наш мир был бы еще более глупым.

Если бы не русский балет от Павловой и Нижинского до Улановой и Плисецкой, если бы не «Битлы», Горовиц, Камас, Ростропович, Тосканини, Менухин, если бы не Китон, Ильинский, Фернандель, Тото, де Фюнес, если бы не… если бы не… то, может, и жить не имело бы смысла. Эльдар Рязанов. Подробнее в моем сообщении: “7 ноября 1917 года я считаю трагической датой в жизни нашего Отечества”. Эльдар Рязанов» https://www.liveinternet.ru/users/4768613/post312499461/

Марина Принцева

Марина Принцева

Источник

А зачем вообще читать стихи?

Тем более изучать их в школе?

С художественной прозой всё более или менее понятно. То, о чём мы читаем в романах, сопереживая героям, наполняет наш эмоциональный мир. Мы переживаем то, что не можем (а часто и не хотелось бы) пережить в жизни.

Как это у Стругацких в повести «Гадкие лебеди»: «машина эмоций, средство возбуждения фантазии, удовлетворенные потребности в сопереживании». Всё это нам дают романы и повести, вроде и стихи то же самое, но как-то по-особому …

Самое большое отличие чтения краткого стихотворения (о поэмах и романах в стихах пока говорить не будем) от большой книги прозы в том, что в стихотворение нужно «нырнуть» сразу. Моментально погрузиться в эмоциональный мир, передаваемый автором. То ли дело в прозе – это можно сделать не спеша, к середине книги. Но разговор о том, как помочь погрузиться читателю в стихотворение – это отдельно.

Передача же этого эмоционального мира в стихотворении идёт через поэтические текстовые приёмы, общее их название тропы, среди которых выделяют:

· метафоры (передача восприятия автором своих ощущений от одного явления или предмета через свойства других);

· метонимии (названия одним предметом свойств других примерно схожих по каким-либо особенностям);

· синекдохи (перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот);

· эпитеты (художественные эмоциональные определения);

· аллегории (передача общих свойств, абстрактных понятий через конкретный образ, его свойства, действия);

· гиперболы (преувеличения);

· литоты (преуменьшения);

· олицетворения (название человеческими признаками неодушевлённых предметов);

· перифразы (непрямое, художественное описание чего-либо, позволяющее угадать его по косвенным признакам) и прочие.

Конечно, всё это есть и в прозе, но(!) в поэзии, потому она и поэзия, поэтические формы речи стоят плотно, переходят одна в другую. Кроме того, усилены и связаны звуко-семантическими структурами. Не пугайтесь, это несложно. Семантика – это наука об образовании смысла в языке, значит звуко-семантика – это процесс образования смысла в звуке. Это как? Спросят некоторые. Без обозначения звуковым знаком, т.е. словом, чего-либо конкретного? Например, смысл слова «стол» – это обозначение предмета мебели, а словосочетания «дубовый стол» – это обозначение качества этого предмета. Прямо скажем, хорошего качества.

Но звук может обладать смыслом и без обозначения чего-либо. Не верите?

А мажорную от минорной музыки отличите? А это и есть самый общий смысл: мажор или минор.

В поэзии музыкальных тактов нет, но –

· есть ритмика слогов (чередование ударных и безударных в строчке);

· есть ассонансы (созвучие гласных букв в словах);

· есть аллитерации (созвучия согласных);

· и наконец, есть рифма (их сочетание).

И даже если автор отошёл от классической формы стихосложения, часто в тексте мы всё же можем найти буквенную музыку ассонансов и аллитераций, т.е. звуко-семантику. Хотя в тех же верлибрах это сделать бывает сложно.

Мы и в бытовой речи применяем всё это, но… в сильно разбавленном состоянии. Так может и ладно? Зачем такая плотность поэтических образов в малом тексте?

Но дело в том, что поэзия не собирает поэтические образы, она их вырабатывает, отражая эмоциональную историю общества. В стихах, в их образах, передаётся то, какими настроениями жили люди, что переживали. Потом это уходит в прозу и в бытовую речь.

Главное же, в том, что чтение стихов учит понимать переживания вложенные автором, сопереживать им и принимать. В психологии это человеческое свойство называется эмпатия – осознанное сопереживание другому. Без эмпатии люди часто будут говорить на одном языке, но не понимая друг друга.

Но ведь художественная проза тоже содержит поэтические образы, хоть и не так много – скажите вы. Но мы же говорили, что понимание эмоционального мира героев романов, может быть достигнуто к середине книги, часто весьма толстой. И книга подготовит к аналогичному в реальном общении? Это ж сколько нужно прообщаться с человеком! А стихи учат делать это быстро.

Читайте также:  Таможенные режимы отказ в пользу государства

Таким образом, можно смело утверждать, что чтение стихов учит человека сопереживать ближнему, то есть развивает эмпатию.

Насколько это нужно?

Простой пример – от чтения стихов до развития экономики можно составить комбинацию в три шага:

· первый шаг – собственно, изучение стихов и развитие через них эмпатии;

· второй – влияние развитости или неразвитости эмпатии в коллективах;

· третий – влияние корпоративного климата на качество производства в трудовых коллективах.

Уверен, что читатели знают о том, какие усилия прилагаются для развития корпоративного духа на многих предприятиях, но каким он может быть там, где у людей неразвита эмпатия, где нет возможности для психологического сближения людей.

Приобщать к поэзии, конечно, нужно в школьные годы, развитие эмпатии в это время наиболее конструктивно. Ведь учась СОЗНАТЕЛЬНОМУ приятию переживаний ближнего, мы учимся и сознательно отсеивать его некоторые эмоциональные состояния, выносить о них трезвые суждения, что в жизни так же необходимо.

Вот только жаль, что школьное литературное образование сосредоточено на классике. Классика, конечно, важно, но приглашая современных авторов к учащимся, можно дать возможность школьникам видеть современную жизнь поэтического слова, что усилило бы педагогический эффект развития эмпатии.

Когда-то на рубеже веков я входил в поэтическую группу «Послушайте», она сформировалась в 1998 году, а в 2003 на её базе вырос театр поэтов с одноимённым названием. Мы ходили по учебным заведениям с выступлениями, состоящими из сценически оформленного чтения своих стихов. Внимание было всегда. Лет десять спустя, уже серьёзно занимаясь психолингвистикой, я понял, почему это было так – люди легче учились эмпатии через современное поэтическое слово.

Такова возможная роль приобщения человека к поэзии, а казалось бы, чего там… стишки читать.

До скорых встреч!

Подписывайтесь, если интересно.

Источник

Зачем нам нужна поэзия?

Приветствую Вас, дорогие друзья! Сегодня в рубрике “Рифмы жизни« я хочу с вами поговорить о стихах. Тему выбрала такую — „Зачем нам нужна поэзия?“ Нет, я далеко не знаток поэзии, а просто любитель душевной лирики. Разумеется, человеческой мысли и душе иногда нужен отдых от повседневной жизни. А поэзия – это как раз то состояние души. Но это почти гипноз. Никогда не задумывались над тем, что стихов большое множество? Конечно же, волнуют далеко не все, а лишь некоторые.

…не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать.                  (А.С.Пушкин).

 Прав Александр Сергеевич Пушкин в том, что хорошие стихи не так легко писать.

Заставка к публикации

Что важно в стихах?

Прежде всего, правда и искренность — вот что так дорого в поэзии. Но, веришь рифмам жизни о любви, разлуке, расставаниях и встречах. Обо всем том, что близко и понятно каждому человеку. Поэзия, бесспорно, должна трогать и заставлять думать. И, к тому же, всё равно кем они написаны классиками или нашими современниками. Именно она помогает услышать диалог, поколений и народов:

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.                (Н.С.Гумилев).

Борис Пастернак считается одним из талантливейших русских поэтов. Стихи прекрасные, нежные, как и вся его любовная лирика. К примеру, стихотворение „Зимняя ночь“, которое занимает центральное место в творчестве поэта.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.                                        (Борис Пастернак ). 

Заставка к публикации

Несомненно, стихи были всегда, поскольку они предшествовали всем остальным жанрам. Неважны главные особенности построения стихотворения – ритм, рифмы и т.п. Но, важна сама суть, смысл, духовность стихов. Конечно же, в настоящее время написать стихи сможет компьютер при помощи генератора рифм, а выразить музыку души может только настоящий поэт.

Сравнение очень точное может дать мастер пера. Когда читаешь стихотворение Анны Ахматовой „Заплаканная осень, как вдова“, обязательно сочувствуешь, сопереживаешь лирической героине и, конечно же, самой поэтессе:

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег —
За это жизнь отдать не мало.                (А.Ахматова).

Пожалуй, многим близка и понятна поэзия Ильи Резника. Искренние, настоящие, идущие от всего сердца. Например,»Край березовый”.

Читайте также:  Сочинение на тему польза спорта

Побегут в моря
Воды вешние,
Зацветет земля,
Сердце радуя.
Ах ты, Русь моя,
Песня нежная,
Сторона моя неоглядная.

Я пойду в поля
Вересковые,
Опущу ладонь
В синь озерную.
Ах ты, Русь моя,
Песня новая,
Задушевная и привольная.

Ты изведала
Горя горького,
Но всегда была
Всем заступницей.
Ах ты, Русь моя,
Песня гордая,
Беззаветная, неподкупная!

Ты дала мне
Силы несметные,
Ты — любовь моя
И спасение.
Ах ты, Русь моя,
Песня светлая,
Край березовый, край Есенина.

Ах ты, Русь моя,
Песня светлая,
Край березовый,
Бесконечный край!                           ( Илья Резник).

Заставка к публикации

Какие бывают стихи?

Наверное, бывают стихи, как песня, без которой не можешь жить. Встречаются, как книга, которую ты должен изучать, перечитывать по нескольку раз и, в результате, можешь не понять ее сути. Но не хочу показаться вам невеждой.  Я, например, перечитывала несколько раз Иосифа Бродского, его эзотерические стихотворения, чтобы докопаться до смысла, но так и не нашла его.

Ни тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.
Оглянись — и увидишь наверно:
в переулке такси тарахтят,
за церковной оградой деревья
над ребенком больным шелестят,
из какой-то неведомой дали
засвистит молодой постовой,
и бессмысленный грохот рояля
поплывет над твоей головой.
Не поймешь, но почувствуешь сразу:
хорошо бы пяти куполам
и пустому теперь диабазу
завещать свою жизнь пополам…       
   (И.Бродский).

То же самое с Мандельштамом, который писал, себе одному понятному, кодами. Но не буду обижать классиков поэзии. Более того, я не против них, а за их творчество. Тем более, что молодежь в наше время гораздо разумнее нас. При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга:

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.                   (О.Мандельштам).

Заставка к публикации

Мне нравятся стихи Эльдара Рязанова, нашего любимого режиссера. Многие его стихи звучат, как песни потому, что все наполнены глубоким смыслом. Если читаешь их, то невольно думаешь о том, что строки стихов совпадают с твоей жизнью.

Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
стоит тире, черта, стоит знак минус,
а в этом знаке жизнь заключена.

В ту черточку вместилось всё, что было.
А было всё! И всё сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
чем был похож и не похож на всех.

Погибло всё моё! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Всё это не воротится обратно,
лишь будет между датами черта.              (Эльдар Рязанов).

Несомненно, мне, как и многим, ближе стихи животрепещущие, об истинных человеческих чувствах. Доступные сразу, например, как у Ольги Партала и других современных поэтов.

Мне нравятся стихи живые,
О чувствах, о мечтах людей,
И пусть им не хватает стиля,
Эмоции порой важней.

Слова, идущие от сердца,
Что могут даже камни взволновать,
В моей душе всегда находят место,
Я их не устаю читать!

Стихи простых людей или больших поэтов,
Стихи, рождающие в сердце добрый свет,
Слова волшебные, как вихрем добрых ветров,
Впорхнут к нам в душу и дадут на всё ответ!                    (Ольга Партала).

Заставка к публикации

Вы задавали себе вопрос: зачем нам нужна поэзия?

Разумеется, в настоящей поэзии присутствует магия и сила, как и в любом виде искусства. Как хорошая музыка приводит в восторг, так и в стихах. В России интерес к поэзии никогда не исчезал. Прежде всего, сборники стихов постоянно печатаются и продаются. Безусловно, проводятся поэтические вечера. Они, надо полагать, не собирают стадионы, как раньше 60-70 годы. Но камерные залы постоянно наполнены.

Кому сейчас нужны стихи,
Когда вся жизнь – сплошная гонка?
Мелькают люди, как штрихи,
Влечёт их времени воронка.

Чем ближе к центру, тем быстрей,
Летят мгновениями годы
Там, у распахнутых дверей,
Где ждут нас новой жизни роды…             (Владимир Пономарев Одесский).

Мне кажется, что стихи, музыка, живопись, кино, литература – нужны, необходимы и благоприятствует тому, чтобы мы могли быть временами нежными и добрыми людьми.

Заставка к публикации

Напоследок

Недавно прочла стихи Михаила Жванецкого «Все люди, как книги, и мы их читаем…»”. Была, пожалуй, удивлена. Не знала, к своему стыду, что он пишет стихи. Несомненно,очень понравились. Жванецкий не может писать плохо. Между тем, стала искать другие стихотворения из его творчества, но не нашла. Расстроилась. Почему так мало написано? Но опять захотелось самой прочесть эти строки и смонтировать клип. Вот что получилось,оцените.

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вам интересна тема поэзии, подписывайтесь на обновление статей в рубрике “Рифмы жизни“. Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях! Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Пусть у вас всё будет хорошо, Вера.

Конечная заставка

Источник