В чем польза работы с пословицами

Как работать с пословицами

  1.  Сходство и различие пословицы и поговорки.

До сих пор люди путают, называя пословицы поговорками, и наоборот. И чтобы нам разобраться в этом вопросе, воспользуемся помощью пословицы «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

Что значит слово «цветок»? Это что-то красивое и прекрасное, значит поговорка – это что-то красивое. Но мы не можем по отдельному цветку сказать, какой из него вырастет плод, следовательно, поговорка красива, прекрасна, но в ней ещё не совсем завершённая мысль. А о пословице сказано, что она ягодка; вспомним плоды земляники, смородины и т.д.

 А раз ягода – это плод, а плоды – это не просто красиво, но ещё и полезно, значит, она помогает людям понять главное, в ней есть оценка хорошему и плохому, то есть в ней содержится пусть и короткая, но законченная мысль.

Что позволило пословице сохраниться в веках?

— Краткость, ритмичность, частое использование рифмы        

Таким образом, пословица- это образное законченное предложение с нравоучительным смыслом, а поговорка-это словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни.

Пословицы и поговорки годятся на все случаи жизни. Горе, радость ли, – всегда они дадут разумный совет, наставление, утешение или даже развеселят. И о ком бы или о чем в них ни говорилось, они всегда обращены к человеку.

 1.1. Практическое задание:

— Мир освещается солнцем, а человек знанием.

 — Пословица это или поговорка? Докажите.

  1. Работа с выделением концепта текста

— Какие тексты лучше использовать в обучении пониманию текстовых смыслов? 

Скорее всего те, основная цель чтения которых – понять скрытый «намек», извлечь «урок»: пословицы, басни, сказки, притчи. Особое место в решении этой задачи принадлежит пословице.

Пословица представляет собой мини-текст, а модель понимания его является базисной моделью понимания текстов в целом, т.к. в пословице основная мысль не растворена в сюжете.  Следовательно, работа над пониманием пословицы позволяет целенаправленно обучать «вычерпыванию» смыслов из текста.

 С методической точки зрения пословица привлекательна как богатейший дидактический материал, количественно неисчерпаемый и удивительно разнообразный.

 Велики воспитательные возможности пословицы, ведь она опирается на базовые жизненные ценности, общие для различных культур.

  1. Как учить пониманию мини-текста?

Система работы с пословицей предполагает решение трех основных задач:

– различение в пословице прямого и переносного смысла;

– формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими

словами;

– обучение переносу концепта в ситуацию с тем же отношением объектов.

  1. Практическое задание (карточка №1)

Знакомство с пословицей на уроке можно построить следующим образом:

Понимание  пословицы основано на поиске мысли, скрытой за явной мыслью. Пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться –приготовить удочку, наживку, подождать, пока рыбка клюнет.

 «Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять. В нашей пословице спрятана мысль: любое дело требует усилий и старания. Ее можно выразить и по-другому: надо упорно трудиться, чтобы получить нужный результат.

Выполните упражнение 1 « Скорлупка и ядрышко»

Карточка 1

Обучение пониманию  пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»

Планируемый результат:

 Знакомство со структурой пословицы

Понимание скрытой мысли пословицы

Упражнение 1 «Скорлупка- ядрышко»

Прочитайте и выполните задания.

Соотнесите   «скорлупки» пословиц  с их «ядрышками»  мыслями ( 1-2)

Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда…)

Скорлупки

(фактуальная информация)

Ядрышки

( концептуальная информация)

ответ

Вариант 1

I

1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза — зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.

1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.

2. Болтливый человек обычно не бывает умным.

3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

II

1.Рот не огород: не затворишь ворот

2. На чужой стог вилами не указывай

3. Рыбак рыбака видит издалека

1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга

2. Нехорошо заглядываться на чужое

3.Другому человеку не запретишь говорить

III

1.Мал ёрш, да колюч

2.Конь корове не товарищ

3.Слепой всегда глазами мечтает.

1.Разные люди друг друга не понимают

2.Каждый желает получить то, чего у него нет

3.И маленькое существо может за себя постоять

Вариант 2

1

Хороша ложка к обеду

1.Приятно есть красивой ложкой

2.Всё должно быть вовремя и к месту

3.Без ложки не пообедаешь

2

Каков мастер , такова и работа

1. Хороший мастер берётся за хорошую работу

2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело

3.Не каждый работник мастер

3

Нет дыма без огня

1.От огня всегда дым

2.У всякого события есть последствия

3.У всякого явления есть своя причина

4.Если есть дым значит есть огонь

Читайте также:  Крабовые палочки мясо польза и вред

Упражнение 2 «Пословицы двойняшки»

Выберите правильное толкование  пословицы. Подчеркните его .

Что прошло, того не воротишь.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Утро вечера мудренее.

Кончил дело – гуляй смело.

Что с возу упало, то пропало

У страха глаза велики.

  1. Волков бояться – в лес не ходить.
  2. Смелость города берет.
  3. Трус и таракана принимает за великана.
  4. Не ножа бойся, а языка.

Упражнение 3 «Пойми язык мысли»

Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  1. Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
  2. Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.

Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей

Хорош садовник — хорош и крыжовник.

  1. Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
  2. У способного учителя дети могут многому научиться.
  3. У талантливого портного вся одежда красивая.

Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых, потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.

Во-вторых, это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.

В-третьих, детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования

Упражнение 4

К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Пословицы разных народов

Русские пословицы

1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).

1. Слово — серебро, молчанье — золото.

2. Перо сильнее меча (английск.).

2. За одного битого двух небитых дают.

3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).

5. Что написано пером, не вырубишь топором.

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).

8. Из огня – да в полымя.

9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.

Итог: Чтобы помочь детям выразить концепт пословицы своими словами, важно показать им, что скрытая в ней мысль формулируется на особом языке – «языке мысли». Если удалось найти обобщенную формулировку смысла, то легко будет применить данную пословицу в любой ситуации, аналогичной описанной в ней

Карточка 2

Исследования психологов доказали, что понимание смысла невозможно без актуализации образа, особенно если речь идет о ребенке. Без усиления образа решение задачи по выделению главной мысли текста часто оказывается невозможным.

 Эта закономерность справедлива и по отношению к пониманию пословицы. Различению прямого и переносного смысла в ней способствует прием иллюстрирования. Словесное иллюстрирование это когда по пословице создается рассказ или сказка.

При работе с художественным произведением так же используются традиционные задания: подобрать тексту название в виде пословицы или закончить его народной мудростью; выбрать пословицу, отражающую главную мысль текста, или составить его план, используя народные речения. От разговора о «скорлупке» и «ядрышке» пословицы легко перебросить мостик к понятиям «фабула» и «мораль» в басне, «намек – добрым молодцам урок» в сказке.

Упражнение 5. «Объяснялки»

Прочитайте. Выберите пословицу для названия текста. Соедините.

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

— Правда, — отвечал ёж, -но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так  же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул

 К Ушинский

Вора выдала речь

Не ладно скроен, да крепко сшит

Шаловливая овца — волку корысть

Кто малым недоволен, тот большого не достоин

У священника Платона украли хомуты. Он распорядился совать всех на молитву и, войдя, обратился к ним с вопросом;

— Усердно ли вы молитесь?

Усердно, владыко.

— Все ли вы молитесь?

Все молимся, владыко

-И вор молится?

-И я молюсь

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

 Л. Толстой

Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада.

Старая овца сказала:

— Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды.

А волк стоял за кустом и сказал:

— Не верьте, ягнята, старой овце;

она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно.

Зачем вам скучать?

Бегайте больше.

Ягнята послушали волка и побежали, а волк поймал их и зарезал.

Л. Толстой

  1. Найдите лишнее изречение.
  2. Замените пословицей
Читайте также:  Кедровое молочко при лактации польза

Итог:  В заключение отметим, что работа с пословицей способствует формированию умения выделять концепт текста в том случае, если она проводится систематически и носит активный, творческий характер. Детям, имеющим в своем интеллектуальном фонде большой запас народной мудрости, легче выражать концепт художественного текста. Они быстро подбирают концепт-синоним в виде пословицы, облегчая себе задачу перехода с «языка образов» на «язык мысли».

Вопросы заключения:

— преемственность начального и среднего звена;

— учителя предметники использование в практике

Рефлексия

 Вариант 1

Лист оценки своей деятельности

критерии

Знаю

Умею

Научу другого

1

Отличие пословицы и поговорки

2

Этапы работы с пословицами

3

Структура  пословицы

4

Перевод концепта мини-текста на «свой язык»

5

Инвариантность мысли пословицы в разных текстах

6

Анализ художественного достоинства пословицы.

7

Вариант 2 в форме синквейна (пятистишия),который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:

Задача: соединить и обобщить свои впечатления, знания, воображение.

— первая строка – название темы (одно существительное);

— вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

— третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

— четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

— последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Источник

На чтение 7 мин.

Недаром говорят: «Управляешь массами – правишь миром». На сегодняшний день существует множество способов влиять на массовое сознание людей. Порой эти методы доходят до откровенного абсурда. Для того, чтобы доказать всю нелепость ситуации, следует правильно выстроить дискуссию.

Самым распространенным методом управления является повторение одной и той же фразы множество раз. В психологии этот термин называется — аффирмация. Эффект достигается за счет повторения короткой вербальной фразы. Установка загружается в подсознание человека для позитивного воздействия.

Но то, что призвано служить во благо, может также наносить вред. Все дело в цели и подаче.

Народные мудрости и поговорки, как нельзя лучше, отображают метод аффирмации в действии. На первый взгляд они не несут в себе ничего предосудительного и разрушающего. Однако, со временем, многие поговорки претерпели «редактирование» и не отображают изначально заложенный в них смысл. Мало того, теперь вместо позитива, в них прослеживается негативное направление. Для примера следует рассмотреть ряд народных высказываний.

«От работы – кони дохнут»

Пословица очень точно оправдывает лень и безделье. Если уж лошади не справляются с работой, человеку и подавно с ней не справиться. Так зачем же ее выполнять?

Многие даже не догадываются, что это лишь первая часть фразы. Полностью она звучит так:

«От работы кони дохнут – человек крепчает».

Сразу становиться понятно, что смысл данного высказывания был абсолютно противоположным. Побуждал к активному действию.

«Повторенье — мать ученья»

Еще одно высказывание, которое укоротили для удобства и оправдания. Весь текст был таким:

«Повторенье – мать ученья, утешенье дураков».

Да, повторять и закреплять полученные знания очень полезно. Этот способ не дает забыть то, что уже выучили. Но не стоит этим довольствоваться – надо двигаться дальше и приобретать новые навыки.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Фраза побуждает человека заниматься спортом, давать телу физические нагрузки и держать себя в тонусе. А теперь пословица без редакции:

«В здоровом теле здоровый дух есть большая редкость».

Абсолютно другая мотивация. Фраза побуждает не просто бездумно заниматься физической культурой и накачивать бицепсы, а гармонично работать над собой, соблюдая баланс между спортом и духовным развитием.

«Голод не тетка»

Действительно, что может быть хуже голода? В мировой истории зафиксировано немало фактов массового мора от голода, в том числе и на территории России.

Но первоначально пословица несла другой смысл: «Голод не тетка – а мать родная».

Народы древности намного лучше знали, как следить за своим здоровьем, что и когда лучше применить, в том числе и голод. Тогда как в современной медицине мало профессионалов высокого уровня, так еще и пичкают людей всякими бессмысленными диетами, рекомендуя порой опасные для жизни препараты.

«Аппетит приходит во время еды»

Эту фразу часто используют, чтобы накормить детей или просто тех, кто отказывается есть. Мотивация в таких случаях проста. Когда человек принимается за еду, к нему приходит аппетит. Но если даже обратиться к медицине, многие доктора скажут, что прием пищи без желания ни к чему хорошему не приведет. В лучшем случае пища просто не усвоится.

Читайте также:  Судьба случайность все окружило вас чем то говорящим в вашу пользу

Правильный вариант поговорки звучит так:

«Аппетит приходит во время еды, жадность — во время аппетита».

Отсюда и следует делать вывод о том, что садиться за стол надо тогда, когда появляется чувство голода.

«Пьяному море по колено»

Эту поговорку можно услышать по несколько раз на день. Смысл понятен всем. Выпившему или пьяному человеку любые трудности преодолеть легко и просто. Фраза в таком контексте не что иное, как оправдание употребления алкоголя.

Но почему-то все забывают вторую часть этого высказывания, а смысл заключен именно в ней:

«Пьяному море по колено, лужа – по уши».

Здравомыслящим людям не стоит напоминать, что выпивка становиться причиной многих бед. Неоднократно употребление алкоголя приводило к пожарам, авариям, дракам и прочим бедствиям. Самое страшное то, что в результате пьянства часто гибнут люди.

«Тише едешь – дальше будешь»

Мало кто договаривает фразу до конца: «Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь».

Высказывание содержит глубокий философский смысл. Людям следует помнить, что время не бесконечно. Никто не знает, сколько ему отведено. Не стоит откладывать дела в долгий ящик, надеясь выполнить их потом. Впоследствии можно сильно пожалеть о том, что когда была возможность – не сделал.

«Пыль столбом, дым коромыслом»

Это высказывание призвано оценить большую занятость, загруженность работой. Но если прочитать всю пословицу целиком, смысл ее кардинально меняется:

«Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена».

Первоначальная версия говорит о том, что не любой труд эффективен и продуктивен. Можно целыми днями изображать тяжело работающего человека, и при этом не добиться ни малейшего результата. Видимость работы – это далеко не сама работа.

«Кто старое помянет, тому глаз вон»

Очень распространенная и часто употребляемая поговорка. В том виде, в котором ее знает народ смысл очень даже позитивный. Говориться о том, что следует прощать обиды и находить методы примирения.

Как и во многих пословицах, здесь есть вторая часть, которую практически забыли:

«Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому два».

Это вовсе не призыв к войне или каким-то кардинальным действиям. Мириться, конечно же, надо, но не стоит забывать о причиненной обиде, предательстве и т.д. Из горького опыта надо делать соответствующие выводы, чтобы как можно реже попадать в такие ситуации.

«Ударили по одной щеке – подставь другую»

Пословица, существующая тысячи лет. Историки и религиозные люди приписывают эти слова самому Иисусу. Мол, именно это сказал Сын Божий во время одной из своих проповедей. Установить достоверность этого факта нет никакой возможности. Люди могут прочитать лишь то, что написано апостолами. А те, в свою очередь, могли понять и запомнить слова Христа именно в такой интерпретации.

Так или иначе, но в народе эта поговорка звучала по-другому:

«Ударили по одной щеке – подставь другую, но не дай себя ударить».

Высказывание приобретает иной смысл. Смирение, покорность и всепрощение – это не совсем то, что привыкли понимать. Стоит принимать удары судьбы и может быть мириться с ними, но не доводить себя до состояния униженной жертвы.

«Моя хата с краю»

Чаще всего эту фразу произносят не совсем воспитанные люди, которым нет никакого дела до проблем других. Высказывание скрывает в себе ярко выраженное безразличие и безучастие.

Полная версия звучит так:

«Моя хата с краю – врага первым встречаю».

То есть смысл совершенно другой. Наоборот, человек говорит о том, что готов прийти на помощь в любую минуту и принять удар на себя.

«Шито – крыто»

Фраза говорит о том, что всегда можно скрыть нехорошие поступки от глаз людей. Или попросту утаить правду. Однако если прочитать высказывание целиком, то всё тайное когда-то становиться явным.

«Шито – крыто, а узелок-то тут».

«Бедность – не порок»

Настоящая версия этой пословицы:

«Бедность не порок, а вдвое хуже».

Многие считают, что выставлять напоказ свое состояние и обеспеченность – это плохо. Что деньги – одно из самых больших зол на земле. Все это спорно и очень сомнительно. А вот бедность может говорить о том, что когда-то человек проявлял малодушие и скупость. Нищета, в этом случае, лишь наказание.

«Хозяин – барин»

Такая версия пословицы подразумевает, что человек – хозяин своей судьбы. Что люди вольны сами выбирать, как им жить и что делать. Но, как известно, выбор выбору – рознь. Бывает так, что и выбирать то не с чего. Об этом говорит полная версия:

«Хозяин – барин: хочет – живет, а хочет — удавится».

Картинка: кадр из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Источник

Источник